ОТКЛЮЧИТЬ ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
МЕНЮ
МЕНЮ

В последнее время современные родители часто слышат о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?
Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкая моторика. 
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных  бытовых и учебныхдействий. 
Педагоги и психологи рекомендуют начинать активную тренировку пальцев ребенка уже с восьмимесячноговозраста. 
Как же лучше развивать мелкую моторику?

Сейчас в магазинах можно найти самые разнообразные игры и игрушки для развития моторики, но не все родители могут себе позволить купить все это разнообразие, да и детям быстро надоедают магазинные мозаики, шнуровки и т.д. А секрет весь в том, что для развития мелкой моторики рук вашего ребенка у вас все есть дома и сейчас я вам расскажу, как сделать ваше времяпрепровождение с ребенком полезным, познавательным, веселым и практически бесплатным.

Первый вид деятельности, который способствует развитию моторики – это бельевые прищепки. С помощью них можно конструировать. Например, дать ребенку круг из желтого картона и предложить сделать из прищепок лучики. Разнообразие персонажей зависит только от фантазии, это могут быть и ушки у зайчика, и хвост у лисы, и щупальца у осьминога, и листочки у дерева, и перья в хосте у павлина, и лепестки цветика - семицветика. Так же прищепку можно использовать для массажа и самомассажа, если ее прицепить на подушечки пальцев. Эти упражнения можно наложить на стишки, тем самым развивать помимо мелкой моторики рук, темпо-ритмическую сторону речи.

Хорошо помогают в развитии мелкой моторики тесемочки, шнурки, нитки. Из них можно заплетать косички, сматывать в клубки или же выкладывать фигуры на ровной поверхности. Так же можно предложить ребенку фигуру, нарисованную на листе бумаги, и предложить по контуру рисунка выложить нитку. Из проволоки можно конструировать различные фигуры, предметы, а так же буквы и цифры, что в свою очередь будет отличной профилактикой оптической дисграфии и дислексии.

Можно организовать работу по вырезанию из журналов и газет различных иллюстраций. Перебирать пуговички или другие предметы по размеру. Опускать предметы в узкие отверстия, например в горлышко бутылки.

Следующее приспособление, которым можно воспользоваться – это крупы. Крупы можно перебирать, рисовать ими, делать  бусы, браслеты (для этого понадобится прочная нитка и различные макароны), сухие бассейны.

                             

Не стоит забывать и про настоящие дела:

  1. Снимать шкурку с овощей, сваренных в мундире. Очищать крутые яйца. Чистить мандарины.
  2. Переливать жидкости из одной емкости в другую.
  3. Собирать губкой пролитую воду.
  4. Откручивать различные пробки – у канистр с водой, пены для ванн, зубной пасты и т.п.
  5. Включать и выключать свет.
  6. Рвать, мять бумагу и набивать ей убираемую на хранение обувь.
  7. Искать край скотча.
  8. Перелистывать страницы книги.
  9. Затачивать карандаши (точилкой). Стирать нарисованные каракули ластиком.

10.Лепить пельмени, замешивать тесто, полоть грядки, собирать ягоды – отличная альтернатива играм.

Таким образом развивать мелкую моторику рук можно не только в специально организованных условиях и на занятиях, с конкретными развивающими пособиями, но и в быту. Стоит помнить, когда работа совершается вместе и в игровой форме ребенок преодолеет любые трудности.

Памятка по развитию мелкой моторики находится на сайте 18.temirtau-sadik.kz в разделе «Логопедические закладки».

                                                                                      учитель – логопед Огородова С.Н.

© 2024